Статья 209. Основные понятия
Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
Согласно приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 776н «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда»:
п. 2. СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы работодателя.
п.10. Политика (стратегия) по охране труда:
а) направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности
б) направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
в) соответствует специфике экономической деятельности и организации работ у работодателя, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда;
г) отражает цели в области охраны труда;
д) включает обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
е) включает обязательство работодателя совершенствовать СУОТ;
ж) учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (при наличии).
п.16.В целях реализации механизмов консультаций и взаимодействия по охране труда рекомендуется обеспечивать координацию и взаимодействие по охране труда с работниками и (или) их уполномоченными представителями по следующим вопросам:
а) установление (определение) потребностей и ожиданий работников в рамках построения, развития и функционирования СУОТ;
б) установление целей в области охраны труда и планирование их достижения;
в) выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков и план мероприятий по управлению профессиональными рисками и улучшению условий труда;
г) определение и закрепление в действующих локальных нормативных актах работодателя функциональных (в том объеме, в котором это применимо) обязанностей, ответственности и полномочий в области охраны труда;
д) установление (определение) механизмов консультирования и взаимодействия с работниками и (или) их уполномоченными представителями, а также их участия при обсуждении и решении вопросов по охране труда.
п. 25. Работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.
п.26. Меры управления профессиональными рисками (мероприятия по охране труда) направляются на исключение выявленных у работодателя опасностей или снижение уровня профессионального риска.
п.47. Основными процессами по охране труда являются:
а) специальная оценка условий труда (далее - СОУТ);
б) оценка профессиональных рисков (далее - ОПР);
п.48. Процессы СОУТ и ОПР являются базовыми процессами СУОТ организации. По результатам СОУТ и ОПР формируется и корректируется реализация других процессов СУОТ.
Надзорным органом является Государственная инспекция труда.